Особенности безопасной авиаперевозки грузов. К перевозке воздушным транспортом могут быть приняты различные категории грузов, характер упаковки и свойства которых позволяют обеспечить их безопасную авиаперевозку при условиях:
- длительного пребывания при низком барометрическом давлении - до 193 ГПа (до 145 мм рт. ст.) и при температуре ±60 С;
- воздействия вибрационных перегрузок до 2,9 q;
- воздействия на воздушное судно эксплуатационных перегрузок в различных направлениях.
При перечисленных условиях грузы не должны изменять своих химических, физических и иных свойств, если это может привести к их порче или к повышению степени опасности при воздушной перевозке.
При перевозке грузов рейсовыми пассажирскими воздушными судами в порядке их дозагрузки в багажно- грузовые отсеки предельные масса и габариты грузов строго ограничиваются.
К перевозке воздушным транспортом принимаются также некоторые категории грузов (скоропортящиеся, опасные, ценные, живые и влажные грузы, дипломатические материалы и др.), которые требуют особых условий транспортировки.
Грузы, перевозимые воздушным транспортом, должны иметь исправную тару и упаковку, соответствующие действующим стандартам и техническим условиям. Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, должны быть упакованы в исправную тару, обеспечивающую возможность их надежной швартовки и сохранность при авиаперевозке. Грузы, упаковка которых не обеспечивает надежной защиты от любых случайных повреждений, не допускается перевозить воздушным транспортом, как и грузы, конфигурация, упаковка и швартовка которых не гарантируют безопасность воздушной перевозки.
Особенности безопасной перевозки грузов морским, транспортом. Груз при морских перевозках размещается на судне по усмотрению капитана. При составлении грузового плана учитываются свойства конкретных грузов, их тара, возможность совместной перевозки в одном помещении и т. п. За правильное размещение, крепление и сепарацию груза на судне несет ответственность перевозчик. При размещении груза на судне принимаются во внимание и вопросы безопасности мореплавания, например устойчивости судна, однако это относится к другой обязанности перевозчика - приведению судна в мореходное состояние. Перевозчик, осуществляющий транспортировку грузов, обязан выполнять как международные, так и национальные стандарты и правила, в частности, соблюдать Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза ИМО, который содержит подробные положения о безопасном размещении контейнеров, съемных танков, колесной техники и др.