Перевозка опасных грузов - это совокупность организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным и трубопроводным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.
Перевозки промышленной продукции и сырья, обладающих опасными свойствами, занимают важное место в общей структуре грузовых перевозок. Разработкой особых условий упаковки, хранения и транспортировки опасных грузов в международном масштабе занимается Комитет экспертов по перевозке опасных грузов при ООН (Комитет экспертов). В 1956 г. Комитетом экспертов были разработаны классификация и знаки опасности, а также составлена номенклатура опасных грузов. Позднее в соответствии с рекомендациями Комитета экспертов было разработано Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR, или ДОПОГ), вступившее в силу в 1971 г. (далее - ADR). В настоящее время соглашение ADR действует на территории 38 европейских стран ближнего и дальнего зарубежья. Республика Беларусь присоединилась к соглашению 5 апреля 1993 г.
Соглашение ADR состоит из трех основных частей: текста и двух технических приложений (А и В). Приложение А содержит предписания, касающиеся опасных веществ и предметов, классификацию и номенклатуру опасных веществ, требования к упаковке и маркировке, а также правила, касающиеся испытания опасных веществ. Приложение В содержит предписания, касающиеся отдельных видов транспорта и организации перевозок.
Каждое положение Приложений А и В обозначено отдельным номером (маргинальный номер) в соответствии с номенклатурой опасных грузов, разработанной Комитетом экспертов. В ADR учтены рекомендации по стандартизации и унификации норм и правил, действующих в различных странах и на различных видах транспорта.
Соглашение ADR устанавливает, что опасные грузы, которые не допускаются к перевозке согласно требованию приложения А, не должны быть предметом международной перевозки грузов. Однако страны сохраняют за собой право договариваться о том, что некоторые опасные грузы, международная перевозка которых в соответствии с ADR запрещена, могут при определенных условиях допускаться к перевозке через их территорию.
Страны могут устанавливать менее строгие требования к перевозке опасных грузов, чем те, которые предписаны ADR. Соглашение ADR устанавливает, что каждая сторона сохраняет за собой право регламентировать или воспрещать по причинам, иным чем безопасность в пути, ввоз на свою территорию опасных грузов. Из этого следует вывод, что присоединение той или иной страны к соглашению ADR не обязывает их строго соблюдать его положения в отношении допуска опасных грузов к международной перевозке. Решающее значение имеет наличие договоренности между заинтересованными сторонами.