Количество газов, прорывающихся в картер двигателя, измеряют индикатором расхода газов КИ-13671.
Индикатор расхода газов (рис.) состоит из корпуса 6, сигнализатора 7, патрубков 4, крышки 5 и комплекта переходников 7.
Корпус выполнен в виде Г-образной трубки с двумя резьбовыми отверстиями сверху для присоединения индикатора к заливным горловинам картеров различных типов двигателей с помощью переходников из полиэтилена высокого давления.
Рис. Определение расхода каргерных газов индикатором КИ-13671: 1 — сигнализатор; 2 — поршень сигнализатора; 3 —удлинитель; 4 — патрубок; 5 — крышка; 6 — корпус; 7 — переходник
Сигнализатор представляет собой полый прозрачный цилиндр, внутри которого помещен эбонитовый поршень с риской в средней части по окружности для определения момента замера расхода газов. Замер производится при совпадении риски на поршне с риской на сигнализаторе. Патрубок предназначен для увеличения проходного сечения индикатора.
Крышка выполнена в виде цилиндра со ступицей и с отверстием шириной 4 мм на торцевой поверхности. На крышке расположена шкала, по которой определяют расход газов при повороте крышки.
Расход газов замеряют следующим образом: запускают двигатель и прогревают его до номинального теплового режима (85-90 °С).
Индикатор с помощью переходника присоединяют к заливной горловине двигателя и устанавливают в вертикальном положении.
Прорывающиеся в картер газы проходят через корпус индикатора и поднимают поршень в сигнализаторе (поршень всплывает). Плавно поворачивая крышку 5, добиваются такого положения поршня, при котором риски на нем и сигнализаторе совпадают (среднее положение поршня). Совпадение рисок показывает, что давление газов в картере и индикаторе уравнялось. В этот момент определяют расход газов по шкале на крышке 5. Если поршень в сигнализаторе остается в крайнем верхнем положении при повороте крышки до упора (расход газов больше 160 л/мин), то необходимо вывернуть поочередно пробки из отверстий в патрубках и добиться совпадения рисок. В этом случае расход газов определяют как сумму расхода через щель в крышке. Подключение двух дополнительных отверстий дает возможность измерять расход газов до 360 л/мин.
Сравнить величину расхода картерных газов с нормативными значениями (таблица 4.3).
Если расход газов превышает допускаемое значение, то двигатель подлежит ремонту. Повышенный расход картерных газов может быть либо по причине чрезмерного износа деталей цилиндро-поршневой группы, либо вследствие закоксовывания или поломки поршневых колец в отдельных цилиндрах.
Таблица — Расход картерных газов для различных двигателей
|
|
Расход картерных газов, л/мин |
Предельная разница |
||
Марка двигателя |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин |
номинальный |
допускаемый |
предельный |
|
Д-241/241Л |
2100 |
25 |
с65 |
80 |
- |
Д-240/240Л |
2200 |
28 |
68 |
95 |
23 |
Д-260Т |
2100 |
52 |
115 |
160 |
- |
Д-240Т |
2200 |
35 |
80 |
110 |
- |
Если суммарный расход газов превышает 70 % предельного значения, то следует проверить исправность ЦПГ каждого цилиндра в отдельности. Для этого поочередно отключают цилиндры (при неработающем двигателе снять форсунку) и измеряют расход газов при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала, одинаковой для всех цилиндров.
Если предельная разница достигло предельного значения, то это указывает на аварийное состояние проверяемого цилиндра и необходимость разборки двигателя для устранения неисправности.
Определив расход картерных газов при последовательном декомпрессировании цилиндров двигателя, делают заключение о техническом состоянии каждого цилиндра.