Дифференциальные тарифы устанавливают таким образом, что тарифные ставки за единицу транспортной продукции изменяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки, чаще снижаются с увеличением расстояния перевозки (тарифы железнодорожного транспорта).
Пропорциональные тарифы устанавливают в виде единых ставок за единицу транспортной продукции на всех расстояниях перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку груза возрастает прямо пропорционально расстоянию перевозки (тарифы автомобильного транспорта).
Аккордные тарифы устанавливают в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки (водный, авиационный транспорт).
Транспортные тарифы делятся на регулируемые и свободные (рыночные).
Грузовые транспортные тарифы различают также по роду отправок в зависимости от размера партии предъявленного груза: тарифы за повагонные, судовые, автомобильные, контейнерные перевозки, мелкие отправки.
Среди всех грузовых тарифов наибольшей степенью свободы и гибкости отличаются тарифы на автомобильные перевозки. Именно на этом рынке наряду с государственными появились и успешно работают достаточно много средних и мелких организаций различных форм собственности, занимающихся перевозками. На остальных видах транспорта, где господствует государственная форма собственности, тарифная политика полностью находится под государственным контролем.
Транспортный тариф состоит из себестоимости перевозок, прибыли и косвенных налогов и неналоговых отчислений.
Тарифы на перевозку грузов должны обеспечивать качество транспортных услуг - своевременность доставки и сохранность грузов. Своевременная доставка товара заказчику закладывается в договорах (контрактах). В случае просрочки доставки продукции по вине транспортной организации грузополучателю выплачивается неустойка. Если простои подвижного состава допущены по вине грузоотправителя, то заказчики уплачивают штрафы транспортной организации.
Действующие грузовые тарифы на железных дорогах различаются в зависимости от таких факторов, как род груза, степень использования грузоподъемности и вместимости вагона, вид отправок, тип подвижного состава, скорость перевозки и др.