Казалось бы, переработка в биогаз сельскохозяйственных отходов - золотая жила. Но увы, себестоимость переработки оказывается слишком дорогой, чтобы можно было говорить о практическом применении биогаза как альтернативного топлива
Использование в качестве источников энергии для автомобилей биогаза и электричества имеет много общего. Оба этих источника энергии имеют давнюю и, можно сказать, совместную историю: в качестве автомобильной движущей силы ГБО используется уже более полувека, а электричество двигало первые экипажи еще в позапрошлом столетии.
Правда, проблемы в практическом использовании биогаза и электроэнергии разные. В первом случае — это производство, а во втором — хранение.
Биогаз получают путем сбраживания в так называемых биогазовых установках различных отходов сельскохозяйственного производства — таких, как кукурузный силос, навоз, птичий помет, солома и т.п. И теоретически биогаз вполне может использоваться на автомобильном транспорте в вместо метана.
Казалось бы, вот она — топливная независимость! Особенно в сельской местности. Забросил с вечера в реактор навоза и соломы, а утром закачал биогаз в баллоны ГБО. Так и отходы будут утилизированы, и удобрение без запаха получено, и автомобиль всегда заправлен — причем совершенно бесплатно.
Но в реальной жизни все гораздо сложнее.
К примеру, самая простая установка стоимостью около 3,5 тыс. грн. позволяет еженедельно производить из 10 кг навоза около 1,4 м3 биогаза. Понятно, что этого вряд ли хватит только на газовую плиту и такая установка будет иметь смысл только в негазифицированной местности. К тому же перезарядка такой установки субстратом требует времени.
Впрочем, в настоящее время существуют современные промышленные биогазовые установки, которые позволяют ежедневно производить до 5 тыс. кубометров биогаза. Казалось бы, весьма впечатляющий результат.
Но это только на первый взгляд. Прежде всего метана в биогазе содержится не так уж и много: в среднем около 55%. Так что для использования в качестве автомобильного топлива биогаз необходимо подвергать дополнительной очистке, что влечет дополнительные затраты.
Да и вообще производство биогаза требует немалых расходов. В частности, в бункер подобной биогазовой установки ежедневно необходимо заправлять 35 т навоза и 25 т силоса. При этом одно дело, когда используются отходы собственного производства, и совсем другое, когда это нужно где-то покупать и транспортировать. К этому следует добавить, что подобная биогазовая установка ежедневно потребляет около 1 тыс. кВт*ч электроэнергии и около 5 тыс. кВт*ч тепловой энергии. Кроме того, около 1 млн грн. в год придется потратить на ее техническое обслуживание и ремонт, а также на зарплату обслуживающему персоналу.
Если же учесть, что стоимость подобных биогазовых установок начинается от 1 млн евро, то перспективы использования биогаза в качестве автомобильного топлива видятся более чем сомнительными.