VTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM Slideshow

Концепция устойчивого лесного хозяйства Российской Федерации исходит из экологического, экономического и социального значения лесов. Кроме указанных аспектов учитываются также и другие факторы. Прежде всего к ним необходимо отнести фактор времени и территориальный (пространственный) принцип устойчивости. Учет региональности, несомненно, важен при реализации программ лесохозяйственного освоения заболоченных лесов не только на обширных пространствах России, но и на территории субъектов федерации. Однако необходимо учитывать следующее. Критерии устойчивого управления лесами и индикаторы для их оценки подбираются с учетом возможности использования существующих информационных потоков по лесному хозяйству. Каждый критерий может характеризовать территориальную единицу на уровне не ниже субъекта федерации. Реализация критериев устойчивого управления лесами на уровне лесничества определяется другими документами (правилами, инструкциями, указаниями и т. д.). В связи с этим проблематично разделение индикаторов для естественно дренированных и осушаемых лесных земель.

В число индикаторов включены и такие, статистическая информация по которым в настоящее время практически не ведется, но получение ее может иметь большое значение в перспективе.

Цели и задачи, формулируемые гидромелиоративной наукой и практикой, могут совпадать или не совпадать со стратегическими целями, которые должны обеспечивать критерии устойчивого управления лесами.

На уровне экспертных оценок для критерия 1, формулируемого как поддержание и сохранение продуктивной способности лесов, можно допустить практически их полное совпадение. Последнее вытекает из главной задачи, решаемой методами регулирования водного режима на избыточно увлажненных лесных землях при условии правильного выбора объектов лесоосушения, соблюдения норм и правил проектирования и строительства, обеспечения надлежащего надзора, ухода и ремонтов осушительных систем

В части критерия 2, рассматривающего поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов, применительно к насаждений ям на осушаемых лесных землях возможны различные оценки. Так, пожарная опасность после осушения лесных земель возрастает. Однако при выполнении всего комплекса работ, строительства дорог, противопожарной организации территории возгораемость лесов на осушаемых лесных землях не больше, чем на естественно дренированных площадях. В то же время недостаток исследований о влиянии гидромелиорации на энтомофауну, фитопатологическое состояние лесов не позволяют однозначно оценивать последствия этого мероприятия с точки зрения санитарного состояния лесов. Практически отсутствуют данные об эффективности осушения в районах загрязнения почв и лесопромышленными выбросами, о сочетанном влиянии лесоосушения и воздушных поллютантов на рост леса. Поэтому важной задачей гидролесомелиоративной науки является накопление такой информации, а также объективные анализ этой информации, базирующийся на количественных методах.

Критерий 3 связан с оценкой сохранения и поддержания защитные функций лесов. Во всех случаях, связанных с проектированием новых осушительных систем или реконструкцией старых осушительных систем, можно говорить о достаточно полном учете рекомендаций, изложенных в региональных программах по сохранению и поддержанию защитных функций лесов, выделению особо охраняемых природных территорий. Известно, что в региональные схемы гидромелиоративного освоения заболоченных лесных земель такие площади не включаются. При выборе объектов гидромелиорации, при согласовании проектов осушения обязательно контролируется условие исключения всех вышеуказанных категорий заболоченных лесов и болот из списка объектов лесоосушения. Так, например, в Республике Коми площадь охраняемых! болот (клюквенников, заказников, эталонных болот) составляет около 500 тыс. га, а общая площадь охраняемых природных территорий составляет! около 16 % от покрытой лесом площади республики. В то же время осушено около 100 тыс. га заболоченных лесов, или менее 0,4% покрытой лесом площади. Это свидетельствует о том, что в части рассматриваемого критерия цели и задачи устойчивого управления лесами в основном совпадают с практическими действиями гидромелирации в регионе.

Критерий 4 рассматривает сохранение и поддержание биологического разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл. В данном случае цели и задачи гидролесомелирации могут вступать в противоречие с целями и задачами устойчивого лесного хозяйства. Возможно увеличение эмиссии углекислого газа после осушения торфяников. Однако необходимо учитывать, что при высоком лесоводственном эффекте осушения выделение углекислого газа может компенсироваться его связыванием (депонированием) в древостое. Заслуживает дополнительного исследования вопрос о влиянии осушения заболоченных лесных земель на видовое и экосистемное разнообразие. Регулирование водного режима почв после осушения приводит к увеличению площади открытых водных пространств. Кавальеры привлекают представителей орнитофауны, устраивающих здесь порхалища, собирающих мелкий галечник. В каналах поселяются бобры, представители ихтиофауны. Каналы, зарастающие древесной и кустарниковой растительностью, многократно усиливают опушечный эффект и привлекают мелких птиц.

Критерий 5 связан с оценками поддержания социально-экономических функций лесов. Общая площадь осушаемых лесов в отдельных регионах составляет малую часть общей площади покрытых лесом земель. Это может свидетельствовать о больших резервах в части вклада лесоосушительной мелиорации в валовой продукт субъектов федерации, объем вывозки деловой древесины, увеличения занятости в лесном секторе. В то же время и лесные осушительные мелиорации могли бы служить объектом возрастающих инвестиций в строительство осушительных систем, их реконструкцию и ведение лесного хозяйства на осушаемых лесных землях, затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проектные разработки и целевую подготовку специалистов лесного хозяйства.

Критерий 6 анализирует инструменты лесной политики для сохранения устойчивого управления лесами. Индикаторы, характеризующие данный критерий, носят описательный характер и представляют собой предмет дальнейшего обсуждения и детализации. В связи с этим целесообразно в новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации отразить традиционную лесоводетвенную оценку гидротехнических мелиораций как важного направления в системе мероприятий по повышению продуктивности лесов и, таким образом, па законодательном уровне подтвердить известное положение о том, что в условиях избыточно увлажненных лесных земель не существует разумной альтернативы гидромелиорации как методу повышения продуктивности лесных экосистем.

Появился вопрос или понравилась статья - оставь комментарий;-)