Классификация наливных грузов была рассмотрена тут. Но вне зависимости от того, идет ли речь о транспортировке сырой нефти, нефтепродуктов, химикатов, пищевых продуктов или других жидкостей, существуют единые методики для определения количества наливного груза.
Простейший метод взвешивания наливных грузов, перевозимых автомобильным или железнодорожным транспортом, - взвешивание цистерны путем ее установки на автомобильные или вагонные весы. Вес груза получают, вычитая массу самой цистерны из полученного числа.
Наиболее распространен расчетный метод, основанный на определении объема жидкости в резервуаре. Большинство современных резервуаров (судовые и береговые танки, железнодорожные и автомобильные цистерны, танк-контейнеры и др.) снабжены таблицами емкости, или калибровочными таблицами. Калибровочные таблицы построены таким образом, что показывают исчисляемый в кубических метрах объем жидкости, соответствующий каждым 10...20 см высоты резервуара. Зная объем груза, можно определить его массу ио формуле
т = Vp,
где V - объем жидкости;
р - плотность.
Плотность обычно указывают в грузовых документах. Поскольку плотность груза приводится для определенной температуры (для топлива, например, эта температура составляет обычно +15 С), то необходимо также замерить температуру груза для расчета фактической плотности при данной температуре. Замеры производят с помощью механических или электронных средств измерения. Для расчетов обычно используют специальные компьютерные программы расчета количества наливных грузов. На точность расчетов влияет как точность измерительных приборов, так и точность калибровочных таблиц. Поэтому некоторые сюрвейерские компании предлагают такой вид услуг, как калибровка резервуаров.
В грузовых перевозках железнодорожным транспортом в настоящее время существуют более точные методы измерения массы жидкого груза, такие как акустический и оптический. Последние разработки в этом направлении позволили добиться того, что информация об уровне налива груза в цистерне может быть получена на ходу поезда - по тепловому изображению боковой поверхности цистерны, полученному с использованием тепловизионных приборов наблюдения. Широкого внедрения эти методы пока не получили.