Порядок приемки товаров регламентирован Гражданским кодексом Республики Беларусь, транспортными уставами и кодексами, а также Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26.04.1996 № 2851. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 утверждено новое Положение о приемке товаров по количеству и качеству. Нормы указанного Положения применяются при приемке товара по количеству и качеству по договорам купли-продажи, поставки, контрактации, когда актами законодательства, нормативно-технической документацией и договором между продавцом и покупателем не установлен иной порядок приемки.
Приемка товаров производится: на складе покупателя - при доставке товара продавцом либо перевозчиком, на складе продавца - при вывозе товара покупателем или по его поручению третьим лицом; в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и тарных мест, на складе перевозчика - при доставке и выдаче товара перевозчиком. Процесс приемки товара проходит несколько стадий. На первой стадии при приемке товара от перевозчика покупатель обязан проверить:
исправность транспортного средства и тарного места, наличие на них пломб отправителя или пункта отправления и оттиски на этих пломбах, маркировку груза;
соответствие наименования товара и транспортной маркировки на нем данным, указанным в сопроводительных транспортных документах.
Кроме того, покупатель обязан осмотреть товар, проверить соблюдение сроков доставки и установленных правил перевозки товара, обеспечивающих предохранение его от повреждения и порчи; принять от перевозчика товар по количеству мест или весу во всех случаях, предусмотренных законодательством, правилами, действующими на транспорте, или договором.
При обнаружении в процессе приемки повреждений, порчи товара или несоответствия данным о нем, указанным в товарно-транспортной накладной, процесс приемки переходит во вторую стадию. В этих случаях покупатель обязан потребовать от перевозчика отметки на товарно- транспортной накладной и составления акта. Кроме того, покупатель при выявлении недостачи товара или его ненадлежащего качества обязан вызвать представителя продавца для составления двустороннего акта.
Уведомление о вызове представителя продавца должно быть направлено (передано) ему по телеграфу, телетайпу, телефонному, факсимильному либо иному средству срочной связи не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящегося товара - немедленно после обнаружения недостачи, несоответствия качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям, если другие сроки не установлены законодательством или договором.
Если продавец находится в том же населенном пункте, его представитель обязан явиться по вызову покупателя не позднее следующего дня, а в случае скоропортящегося товара - не позднее 4 часов после получения вызова. В вызове может быть указан и иной срок явки. Иногородний продавец не позднее, чем на следующий день после получения вызова, обязан сообщить покупателю, будет ли направлен представитель для участия в проверке количества и качества товара. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право покупателю осуществить приемку товара до истечения установленного срока явки представителя продавца.