VTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM Slideshow

Системы расчетов с поставщиками, продавцами и покупателями

Инкассовая форма расчетов. Под инкассо понимают осуществление банками операций с документами на основании полученных инструкций клиента, в результате которых плательщику передаются финансовые документы, не сопровождаемые коммерческими документами (чистое инкассо), либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы (документарное инкассо) в целях получения платежа и (или) акцепта платежа или на других условиях.

Инкассо осуществляется банком (банком-ремитен- том) по поручению клиента (принципала) или от своего имени. В осуществлении операций по инкассо помимо банка-ремитента может участвовать любой иной банк (инкассирующий). Банк, представляющий документы плательщику, является представляющим банком.

Финансовые документы - это векселя, чеки и иные используемые для получения платежа документы, выписанные в целях исполнения обязательств в денежной форме.

Коммерческие документы включают транспортные документы, счета, товарораспорядительные и иные документы, не являющиеся финансовыми.

Представляющий банк вправе списать средства со счета плательщика с условием передачи документов, либо с согласия плательщика (акцептная форма), либо самостоятельно (безакцептная форма). Условия, при которых допускается безакцептная форма инкассо, а также применяются различные формы акцепта (предварительный акцепт либо последующий акцепт), определяются законодательством Республики Беларусь, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка, а также соглашениями плательщика и представляющего банка.

Акцептная форма. При акцептной форме инкассо представляющий банк обязан известить плательщика о требованиях принципала и (или) представить документы плательщику не позднее банковского дня, следующего за днем получения банком документов по инкассо, или в иной срок, указанный в полученных инструкциях.

При предварительном акцепте плательщику для согласия или отказа от оплаты дается трехдневной срок со дня поступления расчетного документа в банк. При отказе банку получателя, поставщику и его банку посылают телеграммы. В случае, если организация в течение трех дней не заявит об отказе от акцепта, расчетный документ считается акцептованным, и суммы списываются с расчетного счета. Предварительный акцепт применяется при иногородних расчетах.

При последующем акцепте расчетные документы поставщика оплачивают незамедлительно при получении их банком плательщика. Организация в течение трех дней имеет право отказаться от оплаты, и банк восстанавливает списанные суммы на расчетном счете плательщика. Без акцепта покупателя списываются суммы на оплату газа, воды, электроэнергии, связи и т. д. Полный отказ возможен из-за отсутствия заказа, частичный отказ - при неправильных ценах, арифметических ошибках. При поставке недоброкачественной продукции (товаров) деньги возвращаются после предъявления акта о качестве груза в течение пяти дней со дня его составления.

При безакцептной форме инкассо представляющий банк обязан проверить по внешним признакам подлинность представленных финансовых документов и в день поступления этих документов перечислить взыскиваемую сумму банку-ремитенту, а в случае поступления их после окончания банковского дня - в следующий банковский день.

Аккредитивная форма. Расчеты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика. Применяются, как правило, при разовых расчетах или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна. Аккредитив открывается на определенный срок и только на одного поставщика.

Банк действует по поручению поставщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент). Он обязуется провести платежи получателю средств или, оплатив, акцептовать либо учесть переводные векселя; дать полномочия другому банку (исполняющему) произвести платежи получателю средств, акцептовать или учесть переводной вексель.

Аккредитивная форма отличается от расчетов платежными поручениями тем, что платежи производятся при условии выполнения получателем всех условий аккредитива, определенных договором с плательщиком.

Учет расчетов, основанных на зачете взаимных требований

Расчеты по взаимным требованиям могут быть разовыми и постоянно действующими.

Организации могут осуществлять расчеты между собой в наличной денежной форме. Порядок проведения расчетов наличными денежными средствами регулируется законодательством Республики Беларусь.

Следует отметить, что в настоящее время между организациями существует проблема неплатежей. Решению данной проблемы посвящено много законодательных актов, контролирующих отношения взаимных расчетов между организациями.

Появился вопрос или понравилась статья - оставь комментарий;-)