VTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM Slideshow

В сентябре прошлого года Сахалинская ассоциация крестьянских хозяйств зарегистрировала 60 фермеров. Еще 220 человек подали заявления. Желающих взять землю гораздо больше, но они пока не торопятся. Что же сдерживает людей, живущих в зоне свободного предпринимательства?

До поселка Лественничное Сахалинска рукой подать па автобусе минут пятнадцать. Покидая город, окруженный сопками, попадаешь в живописную долину. Направо от шоссе — небольшое болотце, дальше речушка, кишащая горбушей. Весь деревенский пейзаж, как на ладони: возвышающиеся копны сена, ухоженные домики с цветниками, огородами и многочисленными надворными постройками. Крепко, видно, люди живут.

 

Дом Караваевых второй с краю — большой, добротный. У калитки меня встретил сам хозяин, невысокий, худощавый, крепкий мужчина, средних лет, несколько аскетичного вида с черной бородой и такими же черными усами. Вслед за хозяином выскочили три собаки довольно внушительных размеров. В огороде также пока есть землеройка, однако хозяева уже знают, как бороться с землеройкой на своем участке.

— Не бойтесь, если их не злить, они не тронут. Собаки умные, нам без них никак нельзя. Искра,— Николай кивнул на рыжего сенбернара,— помогает жене коров с пастбища загонять, Боцман дом сторожит. А хозяин Султана уехал, оставил его до выходных.

Через несколько минут я познакомилась с Татьяной — женой Николая, их детьми пятнадцатилетней Людмилой, восьмилетним, четырехлетней Мариной. За чаем Николай рассказал, почему он решил стать фермером.:

— Будут еще деньги, куплю еще скот,— говорит Николай.

— Пятнадцать лет назад приехали мы с Татьяной в Лиственничное, купили сарай, потом дом построили. Раньше жили в городе у родителей, но все время подыскивали домик в деревне. Хотя мы и коренные сахалинцы, на получение квартиры не рассчитывали — с жильем на Сахалине всегда было трудно. Семья постепенно росла, а доходы оставались прежними, поэтому вынуждены были заняться хозяйством. Сначала купили двух бычков, теща тогда денег одолжила. Потом еще одного, через год еще двух. Понравилось, корову захотелось приобрести. В общем, чем мы только ни увлекались: и нутриями, и кроликами, и пчелами, и поросятами, и птицей. Сейчас у нас 6 коров, столько же телят, 8 поросят, около 150 голов птицы, 5 ульев. Каждый год сдаем 20—21 тонну молока, 2—3 тонны мяса.

Несколько месяцев Николай ходил по различным учреждениям, оформлял документы, чтобы стать полноправным фермером. Теперь есть решение горисполкома на передачу ему 110 гектаров земли с правом наследования и выплатой арендной платы, но без права продажи.

Николай Аркадьевич, Ассоциация крестьянских хозяйств в ближайшее время направляет пять фермеров на практику в Японию. Поехали бы Вы в числе этой пятерки?

Лет через десять — да, а сейчас просто не вижу смысла. Ехать сейчас — значит, «заморозить» свое хозяйство, уменьшить его до минимума. Конечно, для многих поездка в Японию заманчива, поскольку там можно приобрести автомобиль, компьютер, видео. Потом приехать сюда, продать все это — и не надо заниматься фермерским хозяйством, потому что на этом «заработаешь» немало.

С другой стороны, где возьмешь сельскохозяйственную технику, на которой обучишься работать там, и своевременно делать периодичность проведения тотракторной техники. А привезти ее из Японии трудно. Значит, как и раньше, возьмешь в руки все те же вилы. Поэтому весь смысл обучения теряется. Людей, конечно, нужно учить, но. чтобы они, возвратившись, могли передавать свои знания другим.

В настоящее время большинство сахалинских фермеров не имеют ни техники, ни стройматериалов. Многие живут в палатках, в лучшем случае в вагончиках. А как работают? Караваевы, например, заготавливают сено вручную. Иногда договариваются и берут трактор в какой-нибудь организации. Лишь недавно им посчастливилось купить у предприятия списанный грузовик.

Родители Николая против его затеи: «Стоит ли тратить силы, нервы? Не пройдет и пяти, десяти лет, как отберут и землю, и все нажитое — такое уже было». Словно в подтверждение этих слов, у Караваевых отобрали покосы, хотя был заключен договор на аренду двух гектаров земли.

Появился вопрос или понравилась статья - оставь комментарий;-)