Под технологией ТО (техобслуживание тракторов) понимается совокупность различных операций, выполняемых в определенной последовательности, обеспечивающих исправность и работоспособность спецтехники. Технологию ТО обычно представляют технологическими картами, в которых изложен процесс ТО (техобслуживания тракторов), указаны необходимые операции, материалы, инструмент, приспособления, приборы и оборудование для выполнения операций, а также режимы и технические требования на их выполнение.
Кроме того, в технологических картах приводят квалификацию исполнителей, среднюю трудоёмкость выполнения отдельных операций или трудоёмкость определенного вида ТО машины в целом.
Каждая технологическая карта ТО содержит все операции для полного выполнения определенной работы: моечно- очистительной, контрольно-диагностической, регулировочной, смазочно-заправочной и т. п.
Каждый вид ТО (техобслуживание тракторов) обусловливается определенной номенклатурой технологической карты. По мере увеличения номера периодического ТО эта номенклатура увеличивается.
Операция, изложенная в технологических картах, и работы по каждой технологической карте выполняются в строгой последовательности, обеспечивающей высокое качество результатов труда и полную загрузку исполнителей.
В основу технологии ТО тракторов и сельскохозяйственных машин положены следующие основные принципы:
- ТО и ремонт машин проводят в таком объеме, в котором это необходимо по их техническому состоянию в целях предупреждения неисправностей и сведения к минимуму отказов до очередного ТО;
- разделение и специализация труда, обеспечивающие повышение производительности и качества работ;
- определенная последовательность выполнения работ при ТО;
- механизация и автоматизация работ на основе разделения и специализации труда;
- совершенствование управления процессом ТО.
Использование и развитие этих принципов является фундаментом ресурсосберегающей политики, основными рычагами технического прогресса в области ТО и ремонта машин.
Опыт передовых предприятий, где техническое обслуживание машин делается на достаточно высоком уровне, показывает, что затраты на ремонт и ТО снижаются на 17-20 %, мощность двигателя больше на 8-20 %, а расход топлива ниже на 7-12 % по сравнению с хозяйствами, в которых не налажено регулярное техническое обслуживание.
В последнее время на дизельных автомобилях зарубежного производства применяется дизельная топливная аппаратура системы «Common Rail», которая позволяет производить впрыск топлива при давлении 1 200-1 700 кгс/см2. При этом улучшается распыление и, следовательно, полнота сгорания топлива, что улучшает экономические и экологические показатели двигателей.
В таблице 1 представлено влияние неисправностей на потери топлива.
Таблица 1 — Влияние неисправностей двигателей на потери топлива
Неисправности |
Потери топлива, % |
Примерные потери топлива |
|||||
Беларус 800/820 |
Беларус |
1221 |
Беларус 2522 |
||||
кг/ч |
кг/год |
кг/ч |
кг/год |
кг/ч |
кг/год |
||
Неисправность |
15-20 |
1,9-2,5 |
2000 |
2,8-3,8 |
3300 |
5,2-7,0 |
6100 |
одной форсунки |
|
|
|
|
|
|
|
Несвоевременное обслуживание воздухоочистителя |
3-6 |
0,4-0,8 |
800 |
0,6-0,9 |
750 |
1,0-1,7 |
1350 |
Сильно засорен воздухоочиститель |
до 15 |
1,9 |
1900 |
2,8 |
2800 |
5,2 |
5200 |
Износ обратного клапана топливного насоса |
до 31 |
3,9 |
3900 |
5,8 |
5800 |
10,8 |
10800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Снижение температуры охлаждающей жидкости с 85 до 45 °С |
диз. 6-7 |
0,9 |
900 |
1,1-1,3 |
1200 |
2,3 |
2300 |
карб. |
|
|
|
|
|
|
|
15-20 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нарушение тепловых зазоров в клапанах двигателей |
4-9 |
0,5-1,1 |
1000 |
0,7-1,7 |
1200 |
1,4-3,1 |
2250 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Износ плунжерных пар топливного насоса |
15-20 |
1,9-2,5 |
2000 |
2,8-3,3 |
3300 |
5,2-7,0 |
6100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дымность двигателя: - черный или серо-коричневый - белый (наличие воды) - синий (угар масла) |
30-35
30-40
5-8 |
3,7-4,4
3,7-5,0
0,6-1,0 |
4000
4800
800 |
5,6-6,6
5,6-7,5
0,9-1,5 |
6100
6550
1200 |
10,4-12,2
10,4-13,9
1,7-2,8 |
11300
12150
2250 |
Накипь на стенках системы охлаждения |
8 %/1 мм накипи |
1,0-2,0 |
1500 |
1,9-3,8 |
2250 |
2,8-5,6 |
4200 |