Свободный ход рулевого колеса проверяют с помощью индикатора КИ-13949, который состоит из указателя, шкалы и кронштейна. При определении усилия на ободе рулевого колеса индикатор используют совместно с динамометрическим приспособлением КИ-16333.
Ставят шкалу 1 (рис.) индикатора на рулевом колесе и закрепляют указатель 2 на ветровом стекле трактора. При этом стрелка 3 индикатора должна находиться над зоной шкалы, соответствующей марке диагностируемого трактора.
Рис. Определение свободного хода рулевого колеса индикатором КИ-13949: 1 — шкала индикатора; 2 — указатель; 3 — стрелка
Пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Поворачивают рулевое колесо вправо до начала сжатия пружин центрирующего устройства или движения штоков гидроцилиндров поворота, устранения зазора в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг (в зависимости от марки трактора).
Перемещая шкалу индикатора по ободу рулевого колеса, ставят стрелку указателя над левой границей зоны допускаемого свободного хода.
Поворачивают рулевое колесо влево до устранения зазора в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг.
Если стрелка указателя выходит за границу соответствующей зоны шкалы, то это означает, что свободный ход рулевого колеса превышает 20°.
Для его уменьшения размещают трактор на горизонтальной площадке и останавливают дизель. Покачивая рулевое колесо в обе стороны, проверяют зазоры в головках шаровых пальцев. При наличии зазора производится регулировка или замена шарниров.
При необходимости регулируют роликовые конические подшипники вала сошки и зацепление червячной пары, изменяя толщину уплотнительных прокладок под боковыми крышками картера рулевого механизма. Во избежание смещения сектора по отношению к червяку толщина прокладок под каждой крышкой должна быть одинаковой.
Проверяют зазор в зацеплении «червяк-сектор», подведя к торцу вала сектора ножку индикатора или шток приспособления для измерения зазоров. Перемещая вал в осевом направлении, фиксируют показания индикатора. Например, для трактора МТЗ-80/82 и его модификаций при нормальном зазоре в зацеплении осевое перемещение вала равно: в средней части — 0,07-0,10 мм, в крайних позициях — 0,25-0,60 мм. Если зазор в средней части превышает 0,10 мм, необходимо регулирование.
Сначала проверяют правильность сборки рулевого механизма. При среднем положении сектора риски на его валу, а также на корпусе рулевого механизма и на сошке должны совпадать.
Зацепление регулируют в следующем порядке. Отсоединяют от сошки тягу обратной связи. Снимают крышку, упорную шайбу с регулировочной. Измерив толщину регулировочной шайбы, подбирают вместо нее шайбу такой толщины, чтобы После сборки узла обеспечивалось номинальное осевое перемещение вала сектора. Ставят на место снятые детали и, тщательно затянув крышку болтами, снова проверяют осевое перемещение вала. Если при его номинальном осевом перемещении в средней части оно в крайних позициях окажется менее 0,25 мм, червячную пару заменяют.
Проверяют плавность зацепления червячной пары: при вращении рулевого колеса из одной крайней позиции в другую в обоих направлениях сектор должен обкатываться по червяку без заедания и прихватов.
Проверяют осевое перемещение промежуточного вала рулевой колонки. Осевой зазор вала убирают затяжкой предварительно расконтренной гайки. При этом не должно быть затруднено вращение вала.
При необходимости регулируют зацепление сектора с рейкой штока, удалив соответствующее количество регулировочных прокладок из-под фланца, закрепленного на корпусе гидроусилителя. После регулирования зазор по зубьям между сектором и рейкой должен соответствовать зазору 0,1-0,3 мм между привалочной плоскостью фланца упора и корпусом рулевого механизма. Чтобы определить общую толщину прокладок, необходимую для обеспечения указанного зазора, измеряют зазор между привалочными поверхностями упора и корпуса при отсутствии зазора в зацеплении «сектор-рейка». Толщина прокладок должна быть больше измеренного зазора на 0,1-0,3 мм.
При наличии ощутимого осевого перемещения поворотного вала отпускают контргайку регулировочного болта, ввертывают болт до отказа, а затем вывертывают его на 1/10- 1/8 оборота и застопоривают контргайкой.
Усилие на ободе рулевого колеса проверяют в следующем порядке. Закрепляют на ободе кронштейн 3 (рис.) индикатора КИ-13940. Отсоединяют продольную тягу от рулевой сошки. При наличии гидросистемы управления поворотом (гидроусилителя руля) пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Поворачивая динамометрическим приспособлением КИ-16333 рулевое колесо сна чала в одну сторону, фиксируют по индикатору усилие на ободе колеса. Аналогично измеряют усилие на ободе колеса при повороте его в другую сторону. Показание индикатора 0,1 мм соответствует 20 Н.
У тракторов, снабженных гидросистемой управления поворотом (гидроусилителем руля), усилие на ободе колеса должно быть не более 50 Н, а у тракторов без гидросистемы (усилителя руля) — не более 80 Н.
Рис. Измерение усилия на ободе рулевого колеса динамометром КИ-16333 и приспособлением КИ-13940: 1 — индикатор часового типа; 2 — корпус динамометра; 3 — кронштейн