Под термином «шасси машин» понимают собранный комплект агрегатов трансмиссии, агрегатов ходовой части и механизмов управления. В соответствии с системой технического обслуживания при проведении определенных его видов должен выполняться определенный перечень конкретных операций для составных частей шасси тракторов и автомобилей.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) шасси включает проверку функционирования систем, обеспечивающих безопасную эксплуатацию тракторов и автомобилей. При этом внешним осмотром проверяют состояние механизмов управления и тормозов (читайте о периодичности ТО тракторов), а также отсутствие подтекания масла из картеров и агрегатов шасси.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) дополнительно к операциям ЕТО трактора включает обязательную мойку узлов шасси, проверку состояния шин, крепление колес и, при необходимости, их подтяжку. Момент затяжки гаек крепления колес к ступицам должен быть 700-750 Н-м (70-75 кгс-м). Моменты затяжки болтов крепления других корпусных деталей шасси должны находиться в пределах 150-280 Н-м (15-28 кгс-м). Читайте какие следует совершать операции при то-1. Для этих целей используют динамометрический ключ. При ТО-1 проверяют уровень масла в картерах агрегатов шасси и, при необходимости, доливают до установленного уровня. Сливают масло, скопившееся в тормозных отсеках заднего моста, и конденсат из воздушных баллонов пневмосистемы. Смазывают составные части шасси в соответствии с картой смазки конкретного трактора или автомобиля.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает опе- 192 рации ЕТО, ТО-1 и дополнительно проверку технического состояния муфты сцепления, муфты управления поворотом гусеничных тракторов, осевого зазора рулевого колеса, шкворней поворотных кулаков, люфтов рулевых тяг, сходимости и развала направляющих колес, износа грунтозацепов шин, тормозов колесных машин, натяжения гусениц и шплинтовки гусеничных пальцев. При выполнении ТО-2 смазывают также карданные валы, шарниры рамы, валики разжимных кулаков тормозных механизмов, подшипник сцепления.
Третье техническое обслуживание (ТО-3). Дополнительно к операциям ЕТО, ТО-1, ТО-2 контролируют без их разборки состояние подшипниковых узлов ступиц направляющих колес и опорных катков гусеничных тракторов, подшипники ведущих зубчатых звездочек главных передач, подшипники конечных передач, зазоры в главной передаче, зазоры сектор- гайка гидроусилителя, подшипники промежуточных опор карданных передач. На основании диагностирования агрегатов шасси делают заключение о ресурсном сроке их службы.