VTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM Slideshow

Новый уровень сервиса ждет потребителя

Белорусский ритейл находится сегодня на стадии пика интересов. Скоро ритейлеры начнут бороться за покупателя, работая всеми доступными маркетинговыми инструментами. Так считает эксперт инвестиционно-консалтинговой компании EnterInvest Олег Чанов.

Что же произойдет с торговыми сетями в стране в ближайшем будущем и на кого нам равняться, корреспондент узнавала на семинаре в рамках выставки HoReCa&RetailTech.

Сегодня в розничном товарообороте продовольственные и непродовольственные товары занимают одинаковую долю - по 50% каждая группа. Олег Чанов отмечает: в последние пять-шесть лет в товарообороте замечена положительная динамика в районе 10%.Тем не менее, в стране имеется существенный потенциал для развития данного сектора экономики.

Как известно, любой рынок проходит несколько стадий: зарождение, рост, спад. Соответственно формируется инвестиционная составляющая. Если рынок ритейла в стране рентабельный, то бизнесмены будут вкладывать в этот сегмент финансы. Оценить, как будет развиваться белорусский ритейл, можно по опыту соседей, которые прошли некоторые стадии.

В частности, эксперты для примера рассматривают ситуацию на рынке в Польше, где началом развития ритейла можно считать 1990-ые годы, пик пришелся на 1995-1996-ые, а начиная с 2005 года, наблюдается снижение инвестиционной привлекательности данного сегмента. Но равняться на Европу нам пока еще рановато. Другое дело - Россия, которая относительно недавно стала развивать цивилизованную торговлю, но уже существенно оторвалась от Беларуси.

Белорусская консалтинговая компания совместно с российскими партнерами из организации FMCG провела анализ развития российского рынка. С 2005 по 2011 год в России наблюдался бурный рост в секторе ритейла (около 18%). Уже с 2012 года он стал замедляться, поэтому можно смело сказать, что Россия уже находится на стадии зрелости. Если рынок доходит до такой стадии, маржинальность его падает, возрастает конкуренция, ритейлеры зарабатывают меньше. Отсюда возникает необходимость принимать дополнительные меры. На долю российского продовольственного ритейла сейчас приходится порядка 2,7 млрд долларов.

Сначала российские бизнесмены строили большие магазины, после поменьше, теперь наблюдается бурный рост мини-маркетов. Порядка 10% развития занимает такой формат «магазинов за углом», только уже в современном понимании. Российские покупатели в основном отмечают удобство таких магазинов. Вторым важным трендом такого формата выступает скорость обслуживания, а также ассортимент товара. Порядка 40% населения обращает активное внимание на промо-акции.

Анализ также показал, что российский потребительский рынок на данный момент достаточно развит. Но, с одной стороны, наблюдается снижение уровня сбережений, сокращение безработицы, а с другой – идет старение населения. Сформировался средний класс покупателя, который готов платить за бренд.

Немаловажным является здоровый образ жизни (в Беларуси на этот тренд только начинают обращать внимание). К примеру, сеть российских магазинов «Зеленый перекресток» позиционирует свои торговые объекты, как магазины класса «премиум», где есть экопродукты. Фермерская продукция поставляется сюда напрямую.

Борьба за покупателя растет буквально с каждым днем. Улучшить уровень обслуживания стараются через мобильные устройства. В частности, в магазине «Перекресток» на товаре ставят микрочип, который на выходе считывает специальное оборудование, а покупатель расплачивается банковской карточкой. Это существенно уменьшает наличие очередей, количество персонала и предоставляет покупателю максимальные удобства.

Распространенными становятся так называемые «умные полки», когда не мерчендайзеры контролируют наличие товара, а сканеры (в Беларуси такие применялись в сети «МакДональдс»). Кстати, некоторые из белорусских игроков ритейла уже внедряют такие технологии.

Россия сейчас активно применяет мультиканальный подход, все магазины имеют сайты, на которых покупатель может приобрести товар. Также они создают свои странички в социальных сетях, чего в Беларуси пока не наблюдается.

Покупатели в России все строже относятся к качеству товаров, выбирают высокий уровень сервиса, ищут сочетания цены и качества. Также предприниматели стараются создать все необходимые удобства и для персонала. Сотрудников страхуют, оплачивают расходы на питание, предоставляют работникам товары со скидкой.

В целом, Олег Чанов отмечает, что с 2012 года белорусский ритейл вошел в стадию пика инвестирования. Потенциал огромный, но буквально через три-четыре года произойдет насыщение рынка торговыми объектами и ритейлеры столкнутся с ситуацией, которая сейчас существует на российском рынке. Поэтому бизнесменам стоит обратить свое внимание на соседей и продумывать, как осуществлять борьбу за покупателя.

Появился вопрос или понравилась статья - оставь комментарий;-)