VTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM SlideshowVTEM Slideshow

В начале июля 2013 года Верховная Рада Украины со второй попытки приняла в первом чтении Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно правил парковки транспортных средств и установления ответственности за нарушение этих правил. В сюрпризах, которые на этот раз vпреподнесли водителям наши законодатели, разбирался Владимир ШЛЯХОВОЙ

Главная цель данного законопроекта не вызывает сомнений: введение штрафов для тех, кто по каким-либо причинам отказался уплатить за так называемую парковку — за надуманную услугу, которую никто не предоставляет, за качество которой никто не несет ответственности и стоимость которой никто не ограничивает. Автором данного законопроекта, поданного Кабмином, числится Николай Азаров, поэтому судьба документа была изначально предрешена. Правда, с первой попытки закон не набрал необходимого количества голосов, но выход был найден: среди депутатов фракции Партии регионов была проведена соответствующая разъяснительная работа и закон переголосовали повторно. На этот раз «за» проголосовало уже не 216, а 232 депутата, прежде всего регионалов и коммунистов, в результате чего закон был принят в первом чтении.

Заплатят все

Какие же новшества нам предлагают? Прежде всего, как уже упоминалось, это введение новых штрафов, для чего в Админкодекс добавили ст. 152 «Нарушение правил парковки транспортных средств».

Итак, за неуплату водителями транспортных средств стоимости услуг по пользованию площадками для платной парковки (понятно, что на самом деле это никакие не услуги, а обыкновенное вымогательство), оборудованных парковочными автоматами или автоматическими въездными и выездными терминалами, водителей ждет штраф от 136 до 204 грн.

Правда, сделана оговорка, что данная норма не распространяется на лиц, перечисленных в ч. 6 ст. 30 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине». Здесь речь идет об автомобилях под управлением инвалидов с нарушением опорно- двигательного аппарата, а также об автомобилях, перевозящих таких инвалидов.

На каждой парковочной площадке 10% мест (но не менее одного) должны быть выделены для бесплатной парковки вышеупомянутой категории льготников. При этом парковка на таких местах лицами, не имеющими соответствующих льгот, влечет за собой наложение штрафа от 255 до 306 грн.

Предусмотрена ответственность и для должностных лиц субъектов хозяйствования, содержащих площадки для парковки транспортных средств. Так, за нарушение требований по размещению и функционированию парковочных площадок им грозит штраф от 340 до 510 грн., а за нарушение требований по оборудованию парковочных площадок парковочными автоматами или автоматическими въездными и выездными терминалами — от 510 до 680 грн. При этом повторно выявленное на протяжении года отсутствие на парковочных площадках въездных и выездных терминалов или должного количества паркоматов грозит штрафом от 1020 до 1700 грн.

Тарифы по желанию

Решение о наложении штрафа за отказ платить за парковку либо за постановку автомобиля на место, предназначенное для инвалидов, должны принимать административные комиссии при исполкомах местных советов. Соответственно, право составлять протоколы за подобные нарушения возложено на должностных лиц, уполномоченных на это соответствующими исполкомами.

Понятно, что основная задача данного закона — обложить водителей дополнительной данью. Но подобное просто невозможно осуществить в широких масштабах, когда мест для бесплатной стоянки слишком много. Поэтому Закон «О дорожном движении» дополнен требованием, согласно которому количество мест для парковки в областных центрах и Севастополе должно составлять не менее 5% количества населения, а в Киеве — не менее 10%. Несложно подсчитать, что при населении в 3 млн человек и длине парковоч- ного места в 6 м из 2 000 км столичных улиц под парковки должно быть отведено не менее 1800 км. А если учесть места, где стоянка запрещена, то мест для бесплат-

ной парковки практически не останется.

Введена в Закон «О дорожном движении» и статья, регламентирующая стоимость парковки. Вернее говоря, не регламентирующая, а дающая право органам местного самоуправления устанавливать соответствующие тарифы на свое усмотрение, без каких-либо ограничений.

Нестыковки

Небезынтересно мнение по данному закону Главного научно-экс- пертного управления Верховной Рады.

Так, согласно заключению, сделанному данным управлением, анализ положений данного закона (особенно исходя из обоснования необходимости его принятия, изложенного в объяснительнойзаписке) приводит к выводу, что его основная цель заключается в согласовании положений действующих законов не с положениями Конституции Украины и других законодательных актов в данной сфере, а с положениями Правил парковки транспортных средств, утвержденных постанов-лением Кабмина № 1342 от 3 декабря 2009 г. А это является нарушением принципа верховенства закона, согласно которому подзаконные нормативно-правовые акты должны отвечать законам и издаваться на их основе и во их исполнение.

Еще одним нонсенсом является то, что платная парковка транспортных средств является разновидностью деятельности субъектов хозяйствования по предоставлению соответствующих услуг. Таким образом, правоотношения в данной сфере деятельности имеют граждан с ко-правовой характер, поскольку одна сторона оказывает соответствующие услуги, а пользователи этих услуг осуществляют их оплату.

Соответственно, неоплата оказанных услуг по своей природе яв-ляется гражданским, а не административным правонарушением, а факт наличия подобного правонарушения согласно ст. 15 Гражданского Кодекса Украины может быть установлен только в судебном порядке. А до принятия соответствующего судебного решения вопрос о том, законно или неза-кон но соответствующее лицо не оплачивает оказанные услуги, не может быть поставлен.

Однако согласно ст. 152 Админкодекса уполномоченные органы в порядке производства по делу об административном правонарушении должны самостоятельно решить вопрос гражданско-правового характера, решение которого, как уже упоминалось, находится в компетенции суда.

Деньги есть?

Непонятна логика авторов данного закона и в том, что они лишили льгот по бесплатной парковке значительное число лиц, имеющих по закону льготы по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет в соответствии с налоговым и таможенным законодательством. В частности, речь идет об инвалидах войны, инвалидах-чернобыльцах и ряде других категорий льготников.

Одним словом, хотя данный закон еще не принят в окончательном виде, не вызывает сомнения, что это произойдет в самом ближайшем будущем, ведь если у водителей есть деньги на бензин, они должны найтись и на парковку.

Что же касается его несоответствия ни логике, ни здравому смыслу, ни действующему законодательству, то в этом ничего удивительного нет. Деньги важнее.

Источник: журнал "АВТО МИР'

Появился вопрос или понравилась статья - оставь комментарий;-)