Porsche Panamera S E-Hybrid. Это официально. Новость десятилетия прозвучала как бы между делом: гибридная система разработана с запасом, с массой возможностей развития и адаптации к разным моделям. Ко всем Porsche, и к культовому 911 в том числе. Все понимают: гибриды — промежуточная остановка на пути к тотальной электрификации, хотя этот план уложен в ящик с пометкой «Открыть лет через десять». Porsche предполагает, 2025 года прорыва в технологиях не произойдет, а существующие батареи слишком дорогие и слабые. Впрочем, в Китае подумывают решить проблему коммунистическим методом: законом установив минимальный запас хода в 50 км.
Но здесь и сейчас — обновленная Panamera, и не какая-нибудь, а именно в гибридной версии. И мы не где-нибудь, а в Хоккенхайме. На «теплоходе» гоночной трассы звучит музыка моторов, круги наматывают кубковые Porsche, Corvette... Но мы стоим на берегу: инженеры собственноручно ведут три тестовых прототипа не на трек, а на маршрут по городку и близлежащим шоссе. За руль? Не в этот раз. Журналистов просят пристегнуться на пассажирских креслах. И что шокирует больше: уловка с приглашением на трек, чтобы всего лишь пообщаться, или осознание, что перед натиском гибридов не выстоял даже бастион Porsche? Остановись, мгновенье: ты ужасно.
Или нет? В жизни есть место для жизни. Маркетолог, пытающийся продавать спорткары в странах, где учитывают выброс в среднем по модельному ряду, или житель евромегаполиса, где в центр можно заехать только на электромобиле, с ужасами момента явно не согласны. Даже мои водительские инстинкты не слишком протестуют, когда Panamera E-Hybrid на 165 км/ч едет накатом, стоит испытателю снять ногу с педали газа. Porsche! Накатом! С точки зрения юзера — мечта хозяйки. На чистом электричестве можно мчать до 135 км/ч. Запас хода — 18-36 км. От бытовой розетки батарея заряжается за четыре часа. Коробка — классический автомат, но щелкает передачи и включает нейтраль даже в электрорежиме E-Power. Средний расход в идеалистичном евроцикле NEDC — 3,1 л. Фантастика? Таки да, сдержанный стиль пилотирования нашего водителя в получасовой поездке компьютер оценил в 5 л. Впрочем, и скорость местами превышала 160.
ПРЕМЬЕРА. Запас хода в 36 км — максимум. В среднем рассчитывайте на легко достижимые 24 км. А дальше невозобновляемые источники пополняют возобновляемые: включится ДВС. Porsche нащупала оригинальный подход к экономии, считая не литры, а обороты двигателя на километр. Логично: на всякое расстояние ДВС совершает определенное число оборотов. Так, может, выключать мотор, когда он не нужен? Инженеры хвастают расчетным маршрутом в родном Штутгарте: движок бензиновой Panamera S совершает 1432 об/км (что дает 9,9 я/100 км). Подзаряжаемая Panamera S E-Hybrid — и тут аудитория падает в обморок — 123 об/км, а это 1,7 л/100 км! Все потому, что 26 раз двигатель на светофорах выключается системой старт-стоп, 934 с машина едет накатом, еще 194 оборота экономит накат с выключенным двигателем плюс езда в электрорежиме, помноженная на возможность неоднократной подзарядки батарей... Чего же боле?
А все уже изобретено! Последующие улучшения у Porsche расписаны по часам. Каждые два-три года емкость батарей будет возрастать на 10-20%, увеличивая запас хода на 5 км. Кипит работа над беспроводной зарядкой: к 2016 году ожидается единый стандарт на индуктивные плиты — представьте, заезжает машина на парковку и заряжается без розетки.
Не спит автопилот. Система InnoDrive будет развитием адаптивных «круизов» и появится года через три. А после 2020 года она уже сможет учитывать данные трафика в реальном времени. Все идет по плану. PORSCHE PANAMERA S E-HYBRID. Вкл./выкл. Не трать бензин — отключи двигатель. А три или пять литров среднего расхода — какая разница, если речь идет о двухтонном автомобиле, способном разогнаться до 270 км/ч? Чисто бензиновая Panamera S стоит почти столько же, а по динамике выигрывает у гибрида считаные доли после запятой. Так что инженеры Porsche сотворили чудо, не прибегая к сверхтехнологиям.
У современных гибридов тахометра может не быть. Но в «иконостасе» Porsche место тахометра священно. Тем удивительнее видеть стрелку на нуле при такой скорости. Марка, возможная электрификация которой нас так пугает, начинала существование с гибридов. История жестоко посмеялась над нашими страхами. Самым первым автомобилем, который разработал «дед» Фердинанд Порше в 1900 году, поступив на работу в австрийское кузовное ателье Якоба Аохнера, стал Lohner-Porsche Mixte Hybrid — он же первый в мире гибридомобиль. Два бензиновых двигателя по 3,5 л.с. служили генераторами электроэнергии для мотор-колес! До 1906 года продали более 300 машин с приводом на два или четыре колеса. Спустя сто лет Lohner-Porsche удалось воссоздать по фотографиям. Заодно подоспели гибридные Panamera и Cayenne, 911GT3 R Hybrid, практически готов гибридный суперкар 918 Spyder. Формально новизна Panamera S E-Hybrid — всего лишь возможность зарядки батарей от внешнего источника.
Вместо никель-метамгидридной в обновленном кузове Panamera — впятеро более емкая литий-ионная батарея. Аккуратные немцы посчитали, что литий-ионные аккумуляторы достигли нужного уровня безопасности. Говорят, хоть гвозди забивайте, не рванет. За безопасность отвечают 104 отдельных элемента, тьма предохранителей и целых три контура системы охлаждения: два на двигатель и высоковольтную электрику, третий на батарею. Вторая важнейшая часть системы —гибридный модуль от Bosch и Siemens. Фактически это электромотор и сцепление в одном корпусе, устанавливается между двигателем внутреннего сгорания и коробкой передач. Мотор-генератор может быть «вживлен» в любую модель Porsche, даже с другой коробкой. У Panamera S E-Hybrid автомат восьмиступенчатый, но перспективные 9- или даже 10-скоростные коробки тоже подойдут.
Источник: АВТОМИР. ДРАЙВ